Вслед за государственными агентствами на рынок космических услуг полетели частники: SpaceX запускает спутники, S7 покупает плавучий космодром, а Virgin Galactic привлекает саудовский $1 млрд в космический туризм.
Связь есть
Согласно отчету отдела коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиацииСША, общий объем рынка космической отрасли в2016 году составил $335 млрд. ВРоскосмосе приводят сравнимые оценки рынка— $320 млрд иежегодный прирост на5%. Примечательно, что вэтой отрасли бюджеты государственных структур занимают вовсе непервое место.Так, $98 млрд приходится набизнес спутникового телевидения, следом с$81 млрд идет сегмент глобальных навигационных спутниковых систем. При этом совокупный бюджет всех государственных космических агентств составляет $77 млрд. Все это говорит отом, что предприниматели научились неплохо зарабатывать накосмосе.
Бизнесу вэтой отрасли нетак давно исполнилось полвека. В1965 году США вывели наорбиту первый частный груз— это был коммерческий спутник связи Intelsat соскромными, понынешним меркам, 240 телефонными каналами связи. Стех пор вкосмосе появились сотни подобных агрегатов, и90% всех коммерческих запусков вмире выводят наорбиту именно телекоммуникационные спутники (еще 10% занимают старты экспериментальных аппаратов инаучных зондов). Вто время как вРоссии рынок коммерческих стартов стал формироваться лишь в90-х.
Пооценке Федерального управления гражданской авиацииСША, в2016 году вмире было произведено спутников на$17 млрд, тогда как вся пусковая деятельность (включая гражданские ивоенные старты) оценивается экспертами управления в$5,4 млрд. Изэтой суммы накоммерческие полеты пришлось $2,5 млрд, причем загод обороты выросли более чем на20%. ВРоскосмосе эти данные связывают свысоким показателем возвратности инвестиций, поясняя,что, например, всегменте спутниковой связи каждый вложенный впроизводство космических аппаратов доллар дает $16–30 прибыли. Вгоскорпорации считают, что вближайшие десять лет вмире будет заказано1,8тыс. космических аппаратов насумму свыше $300 млрд.
В2016 году США осуществили 11коммерческих полетов, Европа— восемь, тогда как Россия— лишь два таких старта. Между тем еще пять лет назад рынок был практически полностью поделен между Россией иЕвросоюзом. Стабильны дотех пор были ицены науслуги: вывод спутника нагеостационарную орбиту ракетой-носителем «Протон» обходился в$90–100млн, ацена запуска европейским носителем Ariane 5составляла $180–200 млн (на этой ракете можно установить сразу два спутника).
Передел рынка коммерческих стартов произошел из-за выхода вотрасль «частников», прежде всего американской компании SpaceX предпринимателя Илона Маска. В2012–2015 годах американцы провели 20удачных пусков ракеты Falcon, основательно сбив цены наэти услуги. Кпримеру, России пришлось снижать стоимость запуска «Протона» до$65–70 млн (у SpaceX старт обходится в$62 млн). Примечательно также, что сейчас в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева сейчас активно разрабатываются новые версии этого носителя— «Протон Medium» и«Протон Light», атакже совместно счастными компаниями ведется работа поспасению универсальных ракетных модулей для «Ангары» спомощью уникальной парашютной системы, что также позволит снизить стоимость запуска для потребителей.
Воктябре 2017 года американское государственное агентство NASA выдало SpaceX разрешение навторичное использование ступеней многоразовых ракет. Помнению Илона Маска, это снизит затраты напоследующие старты еще на30% (то есть до$43 млн). Член Российской академии космонавтикиим.К.Э. Циолковского Александр Железняков считает, что себестоимость врядли уменьшится больше чем на20%, нои этот показатель признает существенным.
Активно работают над подобными технологиями ив России.Так, компания «Атмосфера» вместе сРоскосмосом, ГКНПЦим.М.В. Хруничева иРКЦ «Прогресс» проектируют специальные парашютные системы поспасению двигателей первой ступени ракет-носителей. Попредварительным оценкам «Атмосферы», использование таких систем позволит сократить стоимость запусков на15–20%. Иначе говоря, рынок ожидает дальнейшее обострение конкуренции.
Полеты нафоне санкций
Впрочем, Роскосмос вынужден действовать вусловиях конкуренции, которую врядли можно назвать справедливой. Главный аналитик ГЛОНАСС Андрей Ионин напомнил РБК+, что в2014 году вотношении России были введены американские санкции. Несмотря наэто, всамой государственной космической корпорации коммерциализацией занимаются крайне активно, тем более что вмае 2017 года оважности этой задачи говорил президент Владимир Путин. ВРоскосмосе приводят впример сотрудничество смасштабным британским проектом OneWeb, который планирует вывести около 700 спутников наоколоземную орбиту для обеспечения всей жителей планеты высокоскоростным интернетом. В2017 году госкорпорация подписала соглашение осоздании сOneWeb совместного предприятия. Вего рамках российское АО«Спутниковая система «Гонец» будет поставлять услуги интернета, азаводы «Прогресс» и«Факел»— ракеты-носители «Союз» идвигатели для спутников OneWeb. Кроме того, Роскосмос активно развивает сотрудничество скомпанией S7врамках проекта плавучего экваториального космодрома Морской Старт.
Отпуск космического масштаба
Чуть более новым способом заработка вракетно-космической индустрии, чем доставка коммерческих грузов, выступает отправка наорбиту туристов. Хотя первые работы вэтой сфере были представлены еще в1967 году (сын основателя империи Hilton Баррон Хилтон тогда выступил сидеей создания сети отелей Orbiter вкосмосе), серьезно эта индустрия стала развиваться лишь вконце XXвека. Точкой отсчета принято считать доклад 1986 года «Вероятные экономические последствия развития космического туризма», атакже трагические события тогоже года, связанные сгибелью учительницы Кристы Маколифф вместе совсей командой корабля Challenger. Витоге первого туриста вкосмос запустил СССР: в1990 году станцию «Мир» посетил японский журналист Тоехиро Акияма. Впрочем, это была скорее командировка: заотправку японца вкосмос заплатила телерадиокомпания Tokyo Broadcasting System (TBS). Апервым собственно туристом стал в2001 году наМКС американец Деннис Тито, самостоятельно заплативший забилет $20млн.
Роскосмос по-прежнему курирует доставку туристов наорбиту. НаМКС успели побывать еще шесть туристов, ацена билета существенно выросла. Например, основатель Cirque du Soleil клоунГиЛалиберте заплатил завояж наорбиту $35млн. Интересно, что многим желающим отказали вполетах наМКС, ине только из-за проблем создоровьем.Так, экстравагантный предприниматель Сергей Полонский непрошел в2004 году контроль поросту ивесу.
Витоге космические туристы приносят агентствам нетак много, всравнении сдоходами отдоставки спутников. Кпримеру, Роскосмос в2016 году заработал накоммерческих стартах $130 млн (по оценке Федерального управления гражданской авиации США).
Однако ив туризме напятки государственным агентствам мира наступают частники.Так, вСША развитием космического туризма занимаются несколько компаний. Например, Virgin Galactic американского предпринимателя Ричарда Бренсона обещает отправлять желающих вкосмос уже через полгода. Речь, правда, идет обсуборбитальных, ане полноценных космических полетах (на высоте около 100 кмс использованием самолета вкачестве разгонного блока). Нои билеты натакой полет продаются дешевле— за$250тыс. Столь «доступная» цена привела кобразованию очереди изсотни желающих, вкоторой числятся певица Леди Гага, актер Том Хэнкс идругие знаменитости. Кстати, недавно Бренсон обзавелся мощным инвестором: Саудовская Аравия заявила ожелании вложить впроект Virgin Galactic $1 млрд, ав дальнейшем добавить еще $480млн.
Кроме фирмы Бренсона, наниве космического туризма работают еще несколько компаний, втом числе ироссийские, вчастности «Космокурс» Павла Пушкина. Пушкин— выходец изотрасли, работал вГКНПЦим.М.В. Хруничева исейчас, получив лицензию Роскосмоса наосуществление космической деятельности, разрабатывает многоразовую систему для суборбитальных полетов. Согласно предварительным планам «Космокурса», полететь вкосмос можно будет после 2021 года. Помнению Александра Железнякова, именно такие космические вояжи вперспективе могут стать массовыми. Ну,а для более состоятельных космических туристов вРКК «Энергия» изучают возможность запустить в2021 году новую услугу— облет Луны наспециально подготовленном корабле «Союз».